Главная Новости

Что стало с Российским ICQ: интервью с Игорем Ермаковым

Опубликовано: 24.10.2018

Первая реакция незнающего человека на тот факт, что сейчас идёт активная работа над давно пережившим свой бум мессенджером ICQ — «Как? Он всё ещё существует?». Да-да, существует и успешно завоёвывает иностранный рынок.

ICQ двано принадлежит России, выкуплена она была ещё на стадии популярнейшего проекта. В сентябре 2010 года ICQ вошёл в состав Mail.Ru Group. Что случилось потом, зачем людям «аська», кто ей пользуется сейчас? — на наши вопросы ответил руководитель подразделения Instant Messaging Mail.Ru Group Игорь Ермаков.

Здравствуйте, Игорь. Первый вопрос, который напрашивается у несведущего человека: «Аська» ещё жива? Есть ли сегодня приток аудитории, или ей продолжают пользоваться только «олдфаги»?

Приток, конечно, есть, и не только в России — в прошлом году случился бум ICQ в Бразилии. Среди новых юзеров не только молодежь, но и старые фанаты ICQ, которые решили попробовать новую версию. Многие восстанавливают свои старые аккаунты. Сейчас легко можно зайти в ICQ по номеру телефона, а потом, при желании, подключить старую «учётку», вспомнить былое.

Mail.Ru Group приобрела ICQ в 2010 году. Что представляла из себя «аська» на тот момент? Пришлось ли сразу же что-то кардинально переделывать и адаптировать?

Нам достался мультиплатформенный мессенджер с четким ориентиром на десктоп. А первое, что пришлось сделать, — подружить ICQ с «Агентом». Тогда мы и начали плавно объединять мессенджеры и переводить их на единую платформу. Совсем скоро у пользователей двух приложений появилась возможность свободно переписываться друг с другом, искать и добавлять друзей.

А чем отличается текущая версия от «старой доброй ICQ»?

«Старая добрая ICQ» начинала с базового обмена сообщений. Сегодня это уже мощный функциональный комбайн. Мы добавили все необходимые возможности для полноценного общения: звонки, обмен любыми файлами, видеосвязь, стикеры и многое другое. В то же время, мы стараемся облегчить мобильный клиент и сделать так, чтобы он не потреблял много ресурсов на устройствах разной производительности.

Когда-то ICQ лидировал среди программ для обмена сообщениями, по крайней мере, в России. Сейчас балом правят Viber, WhatsApp, Skype — список можно продолжать. Что вы делаете для того, чтобы удержать пользователей?

Мы взяли курс на активное развитие мобильных клиентов, делаем продукт, которым удобно, легко, а главное — полезно, пользоваться. В планах ещё много обновлений и новинок.

С другими мессенджерами вопрос более-менее понятен. А сложно ли конкурировать с соцсетями?

Несколько лет назад все пророчили угасание мессенджеров из-за социальных сетей, но этого не произошло. Социальные сети — это параллельно развивающиеся сервисы со схожим функционалом. Ими пользуются чтобы выложить фотографии, найти контент, себя показать и других посмотреть, а мессенджеры — для связи, звонков. В мессенджере нет стороннего контента, который отвлекает, когда нужно просто поговорить.

После покупки ICQ аудитория этого клиента уменьшилась на 10 млн, а у «Mail.ru Агент» выросла почти на 7 млн. Как так получилось? Куда ушли миллионы?

Не совсем верно говорить, что «уменьшилась на 10 млн после покупки». На тот момент у ICQ был тренд на снижение: пользователи уходили с десктопного мессенджера на мобильные и в соцсети. Мобильные версии «аськи» сильно отставали от конкурентов, а у «Агента» на тот момент уже были продвинутые версии для всех современных платформ. Таким образом, первое, что нужно было сделать, — выпустить обновление ICQ для Android и iOS.

А зачем вообще нужны два конкурирующих продукта в одной компании (речь об ICQ и «Mail.Ru Агент»)? Почему бы не оставить что-то одно?

Мы уже давно начали делать «что-то одно» из двух продуктов. При этом необходимо понимать, что у них была разная аудитория. После первых шагов, которые наладили общение между пользователями двух продуктов, мы пошли дальше и начали создавать одну платформу. Так появились «Агент 6.0» и ICQ 8, которые были сделаны на одной базе и имели одинаковый функционал. Сейчас пользователи «Агента» и ICQ могут как переписываться, так и созваниваться друг с другом — взаимодействие продуктов полное.

Сейчас приоритетный для нас продукт — это ICQ.

На какой платформе сейчас больше всего пользователей ICQ — на десктопной или на мобильной? Может, есть какие-то необычные моменты в распределении аудитории?

Необычных распределений, пожалуй, нет. Андроид — самая популярная мобильная платформа, но серьёзной силой остается и десктопная. Из интересных трендов: Бразилия вышла на второе место в сети ICQ.

К слову, о феномене Бразилии. Как вы реализуете международную поддержку, учитывая то, что ICQ пользуются не только русскоговорящие люди?

У нас множество бета-пользователей по всему миру, мы постоянно с ними работаем — это, пожалуй, единственное наше серьёзное преимущество. Для локализации клиентов мы используем популярные сторонние сервисы, и тут мы не отличаемся от остальных мобильных разработчиков.

Сколько людей сейчас работает над поддержанием и развитием ICQ? Первоначальная команда ICQ находилась в Израиле — сейчас это уже другие люди? Они работают в Израиле или в России?

С конца 2012 года вся разработка перешла в Россию. В данный момент, мессенджерами занимается около 80 человек: сотрудники, поддерживающие все основные платформы, серверные разработчики и своя VoIP лаборатория. В Израиле сейчас никто не работает над ICQ.

«За жизнь» мы поговорили, теперь приступим к «делу»: ICQ сегодня — это прибыльный проект? В марте 2012 года вы прекратили показывать рекламу для пользователей в России и СНГ. На чём же вы зарабатываете?

Монетизация для этого проекта не приоритетна. Мы считаем, что функционал мессенджера должен быть бесплатным. Возвращать рекламу мы тоже не планируем, без неё намного удобнее. Мы «монетизируем пользователей» на портале, именно поэтому задача мессенджера — удержание пользователей и их возврат на портал.

По сведениям из Интернета, за ICQ было заплачено более 187,5 млн долларов. Mail.Ru Group не жалеет о потраченных деньгах?

Нет.

Вы наводили порядок в базе после покупки мессенджера? Удаляли «мёртвые» аккаунты?

Мы постоянно наводим порядок среди наших аккаунтов, у нас огромная база пользователей. Постоянно идет битва со спамерами. Само по себе выражение «мёртвые аккаунты» — это очень неоднозначное определение. Как уже говорил выше, сейчас некоторые владельцы таких аккаунтов возвращаются и хотят их восстановить.

А с продавцами аккаунтов вы как-нибудь боролись? Похоже, что «красивые» номера «угоняют» и продают до сих пор.

Мы искренне считаем, что это вредит нашему сервису и стараемся свести на нет поток продаж аккаунтов.

Какие у вас планы на будущее? Может, в ближайшее время ещё какой-нибудь популярный мессенджер перейдёт под крыло Mail.ru?

Планы — сделать самый лучший мессенджер. Пока мы видим, что работы ещё очень много.

Автор публикации

Комментарии: 2303 Публикации: 362 Регистрация: 02-07-2012
rss