Роман Карманов: «Комсомолка» стала посредником между рыбаками и обществом

Опубликовано: 20.10.2018

Согласно свежему исследованию ВЦИОМ, которое Центр подготовил по заказу Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), через 10-15 лет есть рыбу в России будет некому. И все потому, что поколения родившиеся с конца 80-х уже не знают ничего про хордовых. Как показал видео-опрос, подготовленный «Комсомолкой», люди до 35 лет не знают ни виды рыбы, ни полезные свойства, ни способы приготовления. А это говорит о том, что потребитель сегодня не информирован. И с каждым годом, если в ситуацию не вмешаются государство, рыбацкое сообщество, производители, маркетологи, торговые сети и СМИ, потребление рыбы будет снижаться. А значит, можно уже прогнозировать ухудшение качества жизни, рост заболеваний и снижение уровня продолжительности жизни. Поэтому, по мнению заместителя генерального директора медиахолдинга «Комсомольская правда» Романа Карманова, упомянутые институты должны консолидироваться вокруг этой проблемы и создать стратегию продвижения отечественной качественной рыбопродукции на столы россиян. О чем он сказал в мобильной студии « КП » на II Международном рыбной форуме.

- Если ничего не предпринимать, то вся продукция будет уходить за рубеж, просто потому, что ее здесь некому будет есть. Единственное место, где мы сможем ее встретить, это рестораны. При этом мы еще не будем понимать, что это за рыба. Не говоря уже про покупку рыбопродукции для дома. Это касается и внешнего вида, и качества, и отсутствия брендов, и вообще стремления к продвижению уже переработанной продукции. Поэтому для нас и для рыбаков очень важно, что, наконец, состоялась такая межотраслевая дискуссия о будущем потреблении рыбы в стране.

- На каком уровне поставлена задача популяризации потребления рыбы?

- На уровне Росрыболовства эта задача стоит, она сформулирована. Но надо сделать так, чтобы в ее решение включались не только рыбаки, а самые разные силы. На форуме были представители медицинского сообщества, у которых есть все данные – сколько рыбы надо есть, какую надо, а какую не надо, при каких заболеваниях и т.д. Были на форуме и представители маркетинга - рыбаки должны понимать, что продвижением рыбы надо заниматься. В Норвегии , например, в год на продвижение рыбной продукции тратится порядка 50 млн долларов. На эти деньги проводятся, в том числе кампании, цель которых – показать молодежи, что есть рыбу модно, весело, не скучно, полезно и т.д. И в той же Норвегии запущена программа в детских садах. То есть детей с горшка приучают к тому, как выглядит рыба, какая она бывает, что из нее можно приготовить. Потом эти дети, подрастая, становятся потребителями. У нас пока на таком уровне решений таких нет.

Причем, усилия должны быть общими, скоординированными. Государство может разработать программу продвижения и провести кампанию, которая в целом объяснит людям, зачем есть рыбу, для чего и в каких количествах. Но если с этим знанием и желанием приходите в магазин и видите там страшную рыбу, у которой нет брендов, это все выглядит невкусно, то все это – деньги на ветер.

- Какое участие «Комсомольская правда» принимает в этом процессе?

- Наш медиахолдинг реализует большой проект «Наша рыба». Это ежемесячная вкладка в газету «Комсомольская правда», это раздел на сайте и программа на радио. Цель этого проекта – создание постоянного канала коммуникации с потребителем. Я могу совершенно точно сказать, что доступ наших граждан к информации о рыбе в целом ограничен, это не является ни центральной, ни даже периферийной темой в СМИ. Вот этим проектом мы эту задачу и решаем. Наши слушатели, читатели, зрители (поскольку есть и видеопродукция), они уже понимают, что можно приготовить, например, из кальмара, понимают, как в этом году дела обстоят с красной рыбой, они понимают, что можно есть, что нельзя, и т.д. Есть рецепты, есть экспертные мнения.

В принципе мы создали канал коммуникации, и наша мечта – чтобы он стал востребован рыбаками. Сейчас эта работа, можно сказать, только начинается. Рыбакам кажется, что знания о рыбе – это то, что дано нам с детства. Но на самом деле это не так. По сути, мы, рожденные в СССР , сейчас доедаем те знания, которые были даны в советские годы нашим папам, мамам, бабушкам, дедушкам – рыбные четверги, поваренные книги. На самом деле зайдите в любой книжный магазин и попробуйте найти там что-то вменяемое о том, как готовить российскую рыбу. Я пробовал, у меня ничего не получилось.

- Ваша любимая рыба? Что рекомендуете?

- Поскольку я практически всю жизнь прожил на Дальнем Востоке, это любая дикая красная рыба, которая водится в холодных морях – кижуч, чавыча, нерка, горбуша. Есть несколько вариантов, которые я могу лично приготовить. Это, кстати, тоже интересный вопрос. Дело в том, что я как житель Дальнего Востока ничего не знаю, например, о рыбе, которая водится в Архангельске или в Иркутске . Мне кажется, что сейчас речь идет о формировании какого-то нового потребления. У каждого человека должна быть книга, издание или сайт, на котором можно посмотреть, какая вообще рыба в стране водится, и что из этой рыбы можно приготовить – покажи кальмара жителю Южного федерального округа, я думаю, что он растеряется. Все это влияет на продовольственную безопасность, на разнообразие рациона, на здоровье нации и т.д.

У нас сейчас много дискуссий про пенсии, про продолжительность жизни. На самом деле ключ к продолжительности жизни в стране – включение в рацион рыбы. На форуме ко мне подошла женщина, она работает в школе. Она говорит, что дети не едят рыбу, потому что для детского рациона используется самая дешевая рыба, она невкусная. Соответственно, можете себе представить, с каким знанием о рыбе дети дальше формируются – это невкусно, гадость какая-то. Никогда в жизни они не будут ее покупать и есть. А ведь можно было бы их с детства, со школы приучать к вкусным продуктам, сделанным из рыбы. Все в наших руках!

Поделиться видео </>

Роман Карманов, заместитель генерального директора ИД «Комсомольская правда».

rss