Михаил Эйзенштейн – рижская архитектура модерн югендстиль |Mihails Eizenšteins

Опубликовано: 19.10.2018

Михаил Осипович Эйзенштейн (1867 – 1920) – выдающийся рижский архитектор. Отец кинорежиссера С.М.Эйзенштейна. По образованию гражданский инженер-строитель, работал директором департамента путей сообщения Лифляндского губернского управления. Один из корифеев рижского модерна (или югендстиля) – эклектически-декоративного направления.

По проектам Михаила Эйзенштейна в 1901 – 1906 гг. были построены дома на улице Альберта и несколько ближайших домов вокруг этого квартала. Однако щедрое изобилие деталей на фасадах, эмоциональная насыщенность и экспрессивность декоративных элементов вызвали недовольство публики. Современники называли Михаила Эйзенштейна «безумным кондитером». А. Ванагс писал: «Жаль всего красивого района. Жаль потраченной работы и материалов». В 1930-е годы архитектор Г. Пиранг писал: «Стиль модерн продержался недолго и не оставил в Риге особых следов. Только достойная сожаления улица Альберта полностью пала его жертвой».

Тем не менее, сейчас улицу Альберта называют «жемчужиной рижского модерна». Огромное количество туристов из разных стран приезжают для того, чтобы увидеть этот великолепный квартал – где живут сфинксы, львы и павлины, а окруженные цветами и ветками человеческие лица хитро подмигивают, загадочно улыбаются или кричат от ужаса.

Список домов дан в последовательности, соответствующей маршруту пешеходной экскурсии вокруг квартала – ул. Элизабетес (угол ул. Антонияс), Альберта и Стрелниеку.

Ул. Элизабетес 33 (1901)

Ул. Элизабетес 10-б (1903)

Ул. Элизабетес 10-а (1903)

Ул. Альберта 2-а (1906)

Ул. Альберта 2 (1906)

Ул. Альберта 4 (1904)

Ул. Альберта 6 (1904)

Ул. Альберта 8 (1903)

Ул. Альберта 13 (1904)

Ул. Стрелниеку 4-а (1905)

Ул. Бривибас 99 (1905)

 

Рига, ул. Элизабетес 33 (1901), угол ул. Антонияс – Rīga, Elizabetes ielā 33

Этот дом был построен раньше других. Здесь еще очень сильно влияние эклектизма: ритмичная композиция, использование элементов стилей предыдущих эпох – романики, ренессанса, барокко и классицизма. При этом есть и элементы югендстиля – декоративные маски, стилизованные растения, геометрические формы.

Фасад здания, обращенный в сторону улицы Элизабетес, выглядит роскошно: здесь и полуколонны, и атланты, и прекрасные женские скульптуры. Сторона, выходящая на узкую улицу Антонияс, выглядит более сдержанно.  

Рига, ул. Элизабетес 10-б (1903) – Rīga, Elizabetes ielā 10b

На самом верху здания очень интересная композиция. С двух сторон два гигантских женских лица, у каждой из этих женщин на голове лежат две змеи, а третья спускается к подбородку. Посередине – мужская маска с криком ужаса, чуть ниже павлин.

Богато украшенный эркер с балконом. Под эркером арка и две входные двери. Над каждой дверью стилизованная фигура совы, больше похожая на механизм – глаза-цветы, а крылья словно крепятся на пружинах.

Это здание выглядит очень эффектно, и именно эти две большие женские головы вы увидите на обложках книг, посвященных рижскому югендстилю. Однако на самом деле идею этого фасада М.Эйзенштейн позаимствовал из сборника «Архитектурные фасады в новом стиле» Г.Бродерсена, изданном в Санкт-Петербурге в 1902 году – авторами эскиза были лейпцигские архитекторы Георг Вюншман и Ганс Коцель (Georg Wünschmann, Hans Kozel).

Рига, ул. Элизабетес 10-а (1903) – Rīga, Elizabetes ielā 10a

Здание асимметрично. С левой стороны, над аркой – узкий ризалит (выступ на всю высоту здания), наверху композиция с женской маской, чуть ниже стилизованное дерево. Под балконом два мужских усатых лица, взирающих на женщин, находящихся чуть ниже.

Правая часть здания: на верхнем этаже овальное окно с миниатюрным балкончиком. Над ним один из типичных элементов югендстиля – "человек-дерево": мужской маскарон, из его головы вырастают ветки с крупными цветами. С нижней стороны балкончика изображено солнце, под ним маска льва.

Рига, ул. Альберта 2-а (1906) – Rīga, Alberta ielā 2a

Пожалуй, самое необычное творение М.Эйзенштейна – знаменитый «дом со сфинксами». На самом верху – ложный этаж: только фасадная стенка здания, а сквозь оконные проёмы просвечивает небо. Чуть ниже вертикальные полоски из красного кафеля.

На мужских головах, кричащих от ужаса, стоят прекрасные женщины с факелами. Между окнами три плитки синего кафеля. С фасада словно соскользнули и выехали вперёд два сфинкса.

Внутри, в подъезде, на стенах бордовый и тёмно-синий кафель, а также павлиньи перья на синем фоне – символ рижского модерна (подъезд был закрыт на кодовый замок, поэтому эта фотография сделана сквозь стекло).

Рига, ул. Альберта 2 (1906) – Rīga, Alberta ielā 2

На здании имеются два двухэтажных эркера, а на них балкончики.

В этом здании и в нескольких соседних домах, а также в доме на ул. Элизабетес 10-б вход оформлен одинаково. Арка, ведущая во двор. С обеих сторон от арки входные двери. По лестнице поднимаетесь наверх, стены выложены кафелем (в каждом доме свой цвет). Наверху находится квартира. А посередине, над аркой – общая для обоих входов красивая площадка с колоннами, которые украшены декоративными масками и растениями. Эти площадки в разных домах отличаются только цветом.

Рига, ул. Альберта 4 (1904) – Rīga, Alberta ielā 4

На самом верху три горгоны, в их головах извиваются змеи. А справа и слева по краям здания стоят грозные львы.

Над входом на каждом этаже разная форма окон. Внизу три Т-образных окна. Над ними большое овальное окно с балконом. А наверху три окна в форме «замочной скважины», типичные для югендстиля. Декоративные элементы очень изящные, здание кажется кружевным.

Вход в здание массивный, он более тёмного цвета. С двух сторон на барельефах изображены два крылатых льва, а чуть выше, в центре - лицо ангела и крылья.

Рига, ул. Альберта 6 (1904) – Rīga, Alberta ielā 6

На здании справа и слева имеются ризалиты (выступы), которые венчает композиция: грустный усатый мужчина, а по обе стороны от него два таких же грустных усатых моржа.

У входа над аркой три маски: мужская и две женские.

Рига, ул. Альберта 8 (1903) – Rīga, Alberta ielā 8

Под всеми окнами верхнего этажа барельефы – из головы человека (или лесного духа) вверх вырастает дерево с веточками и квадратными цветами.

На самом верху здания интересная композиция. В центре голова льва, по обе стороны от нее расположены две маленькие колонны, на каждой колонне сидят две спящие птицы, опустив вниз большие клювы. Чуть ниже мужская маска в венке из дубовых листьев, из нее вверх вырастает дерево с переплетающимися ветками. По обе стороны – женские маски, а также барельефы, изображающие фараонов в профиль.

Двухэтажный эркер с балкончиком, на эркере забавные маски фавнов, играющих на сирингах (многоствольных флейтах).

Рига, ул. Альберта 13 (1904), угол ул. Стрелниеку – Rīga, Alberta ielā 13

Угловой дом с башней, на башне круглое окно и женские фигуры. Фасады, выходящие на обе стороны, украшены фронтонами, на которых изображен бог солнца Аполлон с лучами вокруг головы.

На фасаде со стороны улицы Альберта два узких эркера – это две большие женские головы, на них конусы с изображением богини Артемиды (слева) и Пана (справа), которые завершаются башенками.

На фасаде – павлины и загадочно улыбающиеся красавицы.

Рига, ул. Стрелниеку 4-а (1905) – Rīga, Strēlnieku 4a

С правой и с левой стороны здания два ризалита (выступа). На каждом из них две девушки, стоящие в лодках – виден выступающий нос лодки в виде головы орла. За спиной у девушек мы видим пилястры с головами баранов на капителях. Над каждым ризалитом находится башенка, поддерживаемая атлантами.

Над входной дверью расположен балкон, над ним две колонны и девушки, которые держат венки в поднятых руках.

Рига, ул. Бривибас 99 (1905) – Rīga, Brīvības 99

Этот дом находится вдалеке от улицы Альберта, но эклектически-декоративный стиль М.Эйзенштейна можно узнать сразу. Львы, мужские и женские фигуры, маски, лавровые венки, пальмовые ветви.

 

При подготовке материалов использованы справочники:

J. Krastiņš, I.Strautmanis. "Lielais Rīgas arhitektūras ceļvedis".

J. Krastiņš. "Rīgas jūgendstila ēkas".  

 

 

rss